Свободное дыхание

вкл. . Опубликовано в Пути и методики

Поддержи нас в социальных сетях!

Свободное дыхание - это уникальная техника интеграции личности, дающая Вам доступ к ресурсам Вашего сознания и освобождающая Вашу психику от груза накопленных в ней стрессов. Техники работы с дыханием, подобные Свободному Дыханию, существуют уже в течении 15-20 лет. Вначале они применялись для преодоления последствий травм рождения, на примере которых мы рассмотрим структуру психологических травм. В современных условиях рождение человека становится одним из самых больших стрессов в его жизни.

 

Если раньше, когда женщины рожали дома, в окружении родных и близких, человек рождался в любви, то в современных роддомах, рождающийся ребенок - это всего лишь один из тысячи подобных, и врачи не утруждают себя тем. чтобы окружить его любовью. Стоит ребенку появиться на свет, как его отрывают от матери, от этого единственного оставшегося для малыша источника любви и света, хватают за ноги, пеленают, куда-то несут... И ребенку становится страшно и дискомфортно. Он ощущает, что там. откуда он пришел, было хорошо, а там. куда он попал, ему стало плохо.

 

Именно с этой оценки "хорошо-плохо" - начинается жизнь человека. Весь огромный мир сразу же перестает восприниматься в его единстве и сразу же начинает делиться на части. Всю свою последующую жизнь человек продолжает оценивать, а. следовательно, и делить мир на правильное и неправильное, доброе и злое, черное и белое, праведное и грешное и т.д.

 

Что же происходит в нашем сознании после каждой такой оценки? Мы не можем реально разделить мир на "правильное" и "неправильное" мир. как был. так и остался единым . но мы производим это деление в своем сознании, то есть, по сути дела, мы делим и дробим само сознание.

 

Раздробленность сознания - это ПЕРВОЕ СЛЕДСТВИЕ нашего деления мира на "правильное" и "неправильное". Между двумя этими областями в сознании, как между "плюсом" и "минусом".образуется как бы разность потенциала, что порождает энергетическое поле. Вокруг части оцененной нами негативно, образуется энергетическая оболочка, структура. Эта структура подавляет доступ к соответствующей области сознания, что соответствует нашему желанию освободиться от ощущения. Каких бы то ни было негативных эмоций, будь то страх или стыд, неприязнь или гнев, горе или боль. Именно из таких подавленных состояний и эмоций складывается то, что мы условно называем подсознанием.

 

Каждую секунду любая такая структура требует для поддержания подавления непрерывного поступления энергии. Мы. как нам кажется, уже забыли эту ситуацию (хотя на самом деле мы ничего не можем забыть, можем только подавить), но все равно продолжаем тратить энергию на подавление, вместо того, чтобы направить ее на творчество, любовь и радость жизни.

 

Итак. ВТОРОЕ СЛЕДСТВИЕ это затрата колоссальных количеств энергии на поддержание нами же созданных энергетических структур, работающих на подавление.

 

ТРЕТЬЕ СЛЕДСТВИЕ - это сужение, ограничение поля выбора. Чем сильнее раздроблено сознание, чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации. Наш рассудок постоянно относит подобное к подобному, и, встречаясь в жизни с какой-либо ситуацией, в которой мы привыкли вести себя соответствующим образом, мы не задумываемся над тем, что выбор у нас огромен, и идем по привычной дороге. Как часто мы говорим фразы типа : "Ну, как я могу не раздражаться, когда меня толкают в автобусе". Мы, конечно, можем не раздражаться, но раздражаемся как-то по привычке. То есть, структура, активизировавшись, подталкивает нас к определенному выбору, и люди - существа бесконечно свободные - начинают действовать почти автоматически.

 

И, наконец, ЧЕТВЕРТОЕ СЛЕДСТВИЕ: все эти процессы накопления энергетических структур, блоков - происходят в тканях мозга, и вообще буквально в каждой клеточке нашего тела, из-за чего клетки перестают нормально функционировать, что и является причиной появления различных болезней.

 

Следует подчеркнуть, что мы имеем контроль только над причиной всего выше названого - процессом суждения и оценки реальности. Следствия же этого процесса происходят независимо от нас, и мы можем только ослабить их влияние на наш организм, но не полностью устранить его. Рассмотрим, какие средства созданы для ослабления воздействия этих следствий.

 

Современная медицина работает на уровне четвертого следствия, то есть она пытается лечить клетки, ткани и органы при помощи медикаментов, хирургических вмешательств и т.п.

 

Существуют различные техники, типа аутотренинга, направленные на расширение поля выбора, то есть работающие на уровне третьего следствия.

 

Такие методы, как акупунктура, различные виды восточного массажа, приводят к балансу энергетических потоков в человеческом теле, то есть работают на уровне второго следствия.

 

Экстрасенсы и хилеры (в хорошем смысле этих слов), работающие с биополем человека и воздействующие на энергетические структуры, способны влиять, таким образом, на проявления первого следствия, то есть разрушать блоки или хотя бы частично рассасывать их.

 

Но. во-первых, все эти методы требуют присутствия других людей профессионалов в той или иной области. - а главное - если в сознании человека останется установка на оценку и суждение, то раздробленность сознания преодолеть не удастся никогда, а. значит, и все следствия легко возникнут вновь.

 

Свободное дыхание - это техника, которую человек может использовать самостоятельно, после краткого (6-8 занятий) обучения. Она устраняет именно разделение, раздробленность сознания, делает его цельным, дает человеку возможность воспринимать мир в его единстве. Ее конечная цель - полная интеграция сознания, интеграция личности.

 

Интеграция - это слияние части с целым. Во время Свободного Дыхания мы убираем блоки, разделяющие единое сознание на дробные части, и ту часть, которая была заблокирована и находилась в неосознанной части нашего сознания, мы присоединяем к осознаваемой части, делаем доступной. Энергию этого блока мы можем использовать в качестве ресурса в тех или иных жизненных ситуациях. Таким образом, мы расширяем наше сознание, при этом структура. блокировавшая какую-то ситуацию, распадается, и вместе с ней уходит и стресс, связанный с данной ситуацией. например, с травмой рождения. Как уже говорилось, изначально эта техника и была создана, чтобы человек мог снять стресс рождения, но впоследствии выяснилось, что поскольку все подсознательные травмы имеют одинаковое строение, то Свободное Дыхание эффективно при работе с любым стрессом.

 

На чем же основано действие Свободного Дыхания? Существует много гипотез и предположений. И одну гипотезу, самую на наш взгляд правдоподобную, нам бы хотелось привести.

 

Прослеживается взаимная связь между процессом дыхания (находимся ли мы в данный момент в состоянии вдоха, либо в состоянии задержки дыхания) и состояниями нашего сознания. Два этих состояния существенно различаются между собой. А так как обычно мы дышим с паузами, так и после выдоха, то наше сознание постоянно перемещается из одного состояния в другое, задерживаясь на каждом не более чем на 1-2 секунды. При этом мы не успеваем полностью осознать себя ни в одном из этих состояний.

 

В качестве аналогии можно привести пример человека, которого в большом помещении с огромной скоростью перемещают из угла в угол, задерживая в каждом на пару секунд. Он не успевает рассмотреть ничего, кроме самых ярких и крупных предметов, при этом каждое перемещение вызывает у него мини-стресс. Но если он задержится в одном из углов, то сможет рассмотреть все помещение в деталях, и увидит, что что-то надо переделать, что-то доделать, он даже изменит свое отношение к вещам, казавшимся ему раньше ненужными и плохими.

 

Так и наше сознание. Задерживая его на какое-то время в состоянии, соответствующем либо дыханию, либо паузе, мы даем ему возможность внимательнее и детальнее "рассмотреть" то. что пока входит в его неосознанную часть : энергетические структуры, подавленные ситуации, окруженные блоками, а также открываем путь к работе с ним.

 

Дальнейшее происходит как бы само собой - человек сам снимает подавление с соответствующих ситуаций, переводя их из негативного контакта в позитивный, тем самым получая доступ к ресурсам этих ситуаций и разрывая описанную в начале цепочку из четырех следствий.

 

В самом деле - наше сознание становится более цельным, нам не нужно тратить энергию для подавления этих ситуаций, в аналогичных ситуациях мы приобретаем полную свободу выбора, и разрушительные последствия, которые подавление приносит нашему телу, устраняются.

 

Если обратить внимание на дыхательную систему йогов (пранаяму). то становится очевидной тенденция к удлинению пауз, то есть задержке сознания в противоположном состоянии. Но, во-первых, человеку легче дышать непрерывно в течение нескольких часов, чем не дышать даже несколько минут, а во-вторых, как при задержке дыхания, так и при связном дыхании происходит одно и тоже, а именно - расширение сознания. Именно потому техники, подобно Свободному Дыханию основанные на связном (т.е. без пауз) дыхании, получили широкое распространение в США и так быстро начали входить в нашу жизнь.

 

Пройдя курс обучения Свободному Дыханию, человек может пользоваться им самостоятельно в течение всей жизни. Если раньше при прохождении через какую-либо ситуацию, в которой у человека возникали негативные реакции (гнев, страх, раздражение.) Он обычно напрягался и его дыхание становилось поверхностным и затрудненным, что еще больше выводило его из эмоционального равновесия, т.е. образовывалась жесткая связь между сознанием и дыханием, то после обучения Свободному Дыханию, он становится способным заменить эту жесткую связь на гибкую.

 

То есть, если в подобной ситуации человек начинает дышать связно, то он получает возможность быстро восстановить эмоциональное равновесие и снять любую негативную реакцию.

 

Что же привлекает людей к изучению этой техники?

 

В первую очередь то, что Свободное Дыхание помогает им:

- полнее реализовать свой творческий потенциал;

- даже в конфликтных ситуациях сохранять ясность мышления;

- быстро восстанавливать эмоциональное равновесие;

- стать более независимым от внешних воздействий;

- повысить работоспособность;

- принимать людей и ситуации такими, какие они есть;

- чувствовать радость от общения с людьми;

- эффективно делать выбор, когда это требуется;

- научиться лучше владеть своим телом.

 

 

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ

 

Пять элементов свободного дыхания - это составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения максимальной эффективности и полноты процесса. Каждый элемент - это УМЕНИЕ, в котором можно неограниченно совершенствоваться.

 

Рассмотрим последовательно все эти элементы.

1. Связное дыхание.

2. Полное расслабление.

3. Тотальное внимание.

4. Интеграция в радости.

5. Активное доверие.

 

 

1. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ

Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Три основных параметра, определяющие структуру дыхания, частота, глубина и отношение между вдохом и выдохом.

 

Частота дыхания задает СКОРОСТЬ процесса, скорость трансформации ситуации, над которой человек работает.

 

Глубина дыхания задает ИНТЕНСИВНОСТЬ переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений.

 

Вдох должен происходить АКТИВНО, на мышечном усилии, выдох ПАССИВНО, при расслаблении мышц.

 

Цикл "вдох-выдох" происходит либо через нос, либо через рот. Вы можете переключиться, но помните, что рот дает возможность более интенсивного дыхания.

 

Различают четыре основных класса дыхания, отличающиеся соотношением глубины и частоты дыхания.

 

1 класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох, структуры дыхания, принадлежащие этому классу, дают Вам возможность сохранять достаточную глубину погружения в процесс при относительно небольшой его скорости. При этом можно рассмотреть и проработать отдельные детали переживаемой ситуации.

 

Эти структуры дыхания хороши:

- в начале процесса;

- всегда, когда Вы хотите отдохнуть.

 

 

2 класс: быстрое и глубокое с акцентом на вдох, предназначенное для того, чтобы увеличить осознание самого физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т.д.) или специфической энергетической структуры (например, неопределенного дискомфорта в какой-либо части тела). Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из различных слоев памяти (например, к родовой травме). В этом классе дыхание осуществляется, за редким исключением. РТОМ.

 

Эти структуры дыхания хороши:

- при чрезмерном думании, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке;

- для большей интенсивности ощущений в данный момент;

- для поддержания связи с телом и эмоциями;

- для внесения занимательности в процесс;

 

 

3 класс: быстрое и поверхностное дыхание. Это - интегрирующее дыхание, предназначенное для трансформации и рассеивания энергетических структур.

 

Оно хороши при:

- любом дискомфорте;

- плаче, истерии, беспокойстве;

- острой активизации;

- переполнении чувствами.

 

Этот класс снимает чрезмерную интенсивность ощущений, не снижая эффективности самого процесса.

 

 

4 класс: медленное и поверхностное дыхание. Эти структуры применяются только после наступления интеграции, за 10-15 минут до окончательного выхода из процесса или в промежутке между двумя его циклами (не слишком долго, чтобы не затруднить вход в следующий цикл).

 

Несколько общих советов:

Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация позаботится о нем.

 

Если Вы испытываете спазм или напряжение:

а) расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха;

б) дышите быстро и поверхностно, (это относится к любому дискомфорту);

в) расслабьте область тела вокруг напряжения;

г) представьте, что Вы дышите через напряженную часть тела;

д) радуйтесь тайне происходящего.

 

Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.

 

Поэкспериментируйте со своим дыханием, чтобы установить соответствие структуры дыхания динамике возникновения и трансформации переживаемых ситуаций.

 

Настройте свое дыхание так. чтобы процесс происходил вокруг границы вашей комфортной зоны.

 

 

2. ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

Полнота расслабления определяет легкость доступа к подавленным ситуациям. Чем лучше Вы расслабитесь, тем плодотворнее сможете работать.

 

Один из хороших способов расслабления - в направлении от ступней ног. расслабляя участок за участком, пока все тело не будет расслаблено. Обратите внимание на мышцы лица, мышцы вокруг глаз, вокруг рта, голосовые связки и плечевой пояс.

 

Если Вы ощущаете напряжение во время занятий, постарайтесь установить с ним внутренний контакт. Скажите ему: "Тебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какое ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет". Практикуясь, вы быстро научитесь расслабляться и обнаружите, что ваше тело помогает вам в этом.

 

 

3. ТОТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Направленность действия нашего рационального сознания, рассудка сильно влияет на эффективность Свободного Дыхания. Чем больше времени и усилий мы тратим на обдумывание, анализ процесса, тем сильнее мы его искажаем. При этом также затрудняется доступ к тем подавленным ситуациям, которые особенно неприятны нашему рассудку. Поэтому основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение.

 

Сознание человека многомерно, так же как и его память. Одна и та же ситуация может проявиться на разных планах:

- физическом;

- в виде холода, тепла, боли, напряжения, непроизвольных движений;

- эмоциональном в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья;

- образном, символьном, ментальном и многих других.

 

Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана более предпочтительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыханием усиливается способность многомерного восприятия.

 

Ваше внимание во время процесса должно быть одновременно и ГЛУБОКИМ, и ПОЛНЫМ. То есть. Вы должны выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, и в то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.

 

 

Несколько советов:

- сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы Вам были заметны самые тонкие его изменения;

- почувствуйте, что каждый нюанс достоин Вашего внимания и Вашей любви;

- учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, фактура, звук, размер, плотность и т.д.);

- особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые Вы обычно не приветствуете.

- пригласите чувство придти к Вам еще интенсивнее;

- не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать;

- старайтесь в любой ситуации замечать как можно больше деталей;

- если Вы не знаете на что обратить внимание, сосредоточьтесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию;

- если и это не помогает, сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее!

 

 

4. ИНТЕГРАЦИЯ В РАДОСТИ

Суть этого элемента в том, чтобы безусловно принимать любое ощущение, приходящее в поле Вашего сознания, и быть благодарным за то. что отныне оно больше не подавлено и не отвержено. Искусство безусловного приятия - основа любого пути самосовершенствования. Каким бы ни было Ваше ощущение, примите его с любовью и радостью - это часть Вашего сознания. Вашего опыта

 

 

4. АКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ

Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, доверяйте инструкторам, доверяйте самой жизни. Вместе с тем, будьте активны в процессе. Экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыханием, находите режимы работы, позволяющие Вам добиваться сочетания легкости и эффективности.

 

 

5. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ - ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ СВОБОДОГО ДЫХАНИЯ

Структуру дыхания, удовлетворяющую следующим трем критериям, назовем связным дыханием:

1. Вдох и выдох соединены вместе. Паузы при дыхании отсутствуют вообще.

2. Выдох не контролируется и является полностью расслабленным.

3. Цикл "вдох-выдох" происходит либо полностью через нос, либо полностью через рот.

 

Автор методики: Сорокин С.Н.